9 российских стартапов, которые выбрали Азию вместо США
Любой стартап перед началом работы должен определить, где будет основной рынок. В первую очередь предприниматели думают про свою родину или США, но всегда ли это то, что нужно компании? В этой статье — примеры успешных российских стартапов, которые сделали ставку на Азию, а не Америку, и заняли там свою нишу.
Naumen
Российский разработчик программного обеспечения. Компания разрабатывает сложные информационные системы и корпоративные системы управления — то есть IT-инфраструктуру для бизнеса.
История Naumen началась в 2001 году, тогда в компании работало всего 6 сотрудников. Уже через год Naumen разработали IP-телефонный коммутатор, ERP-систему и систему хранения, исполнения и согласования документов, связанную с сайтом компании. Сейчас у Naumen более 200 млн пользователей в Азии, странах СНГ, Европы и России, огромный 4-этажный центр разработки, офисы в нескольких странах мира (например, на Филиппинах и в Казахстане). А Naumen Service Desk — в пятерке лучших ITSM-решений мира.
i-Free
Компания разрабатывает мобильные приложения и помогает развиваться небольшим ИИ-стартапам. i-Free позиционирует себя как одновременно технологическую и инвестиционную компанию. В этом году i-Free отмечает 20-летие — компания появилась в 2001 году, а к 2006 году открыла офисы в Индии, Мексике, Китае, Казахстане и Беларуси. Сегодня продукты i-Free доступны более чем в 100 странах мира.
В 2007 году i-Free получила титул «Лучший контент-провайдер China Mobile» в Китае, а ещё через несколько лет оператор China Telecom выбрал компанию стратегическим партнером. Сейчас Huawei, ZTE и Lenovo предустанавливают продукты i-Free на смартфоны, предназначенные для местного рынка.
Несмотря на сложности и конкуренцию (в Китае десятки магазинов с мобильными приложениями), в компании уверены, что именно Поднебесная наиболее интересна и перспективна для их бизнеса.
FreshOffice
Компания основана в 2012 году и занимается разработкой веб-приложений для бизнеса: CRM-системы, хранилище файлов, цифровая воронка продаж. Продукты помогают наладить коммуникации внутри компании, автоматизировать маркетинг, продажи, найм и другие бизнес-процессы.
В 2014 году компания вошла в топ-50 российский стартапов по версии Russian Startup Rating. Сейчас у FreshOffice более 25 тыс. пользователей по всему миру, а штаб-квартира — в Сингапуре. Здесь уверены, что покорение Азии нужно начинать именно с Сингапура, который стремится стать азиатской Кремниевой долиной.
Cốc Cốc браузер
Вьетнамский поисковик и браузер №1. Сайт создал предприниматель из России Виктор Лавренко. Качество и стабильность браузера уступает Google Chrome, но при этом внутри Cốc Cốc есть функции, созданные специально для вьетнамских
пользователей: например, автоматический ввод текста, более быстрая загрузка, возможность обхода блокировки DNS, интегрированный англо-вьетнамский словарь.
В компании отмечают, что во Вьетнаме очень высока доля пользователей с десктопа, так как не все могу позволить мобильные устройства. Поэтому развитие контента, например, игр для десктопа — перспективное направление именно во Вьетнаме.
HipFlat
Сервис по поиску недвижимости в Таиланде появился в 2012 году. Сайт мультиязычный — им могут пользоваться люди из разных стран, хотя ориентирован в первую очередь на жителей России, Таиланда и англоязычных юзеров. В компании всего 10 сотрудников, а возглавляет проект Денис Немцев из Севастополя.
HipFlat — это агрегатор, собирающий объявления по продаже и сдаче квартир с досок объявлений, форумов, сайтов агентств и от частных лиц. Сервис связывает владельцев недвижимости напрямую с потенциальными покупателями или нанимателями, заинтересованными в совершении сделки в ближайшем будущем. Ежедневно на сайте появляется 100-200 новых объявлений.
12go.asia
Онлайн-агентство для планирования путешествий по Азии в 2013 году запустил российский блогер Алексей Аболмасов. С помощью сервиса можно забронировать билеты в Таиланде, Вьетнаме, Индии, Филиппинах, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Шри-Ланке и других странах Юго-Восточной Азии.
Главный офис компании находится в Бангкоке. В 12go.asia трудятся 150 сотрудников: разработчики, дизайнеры, менеджеры.
Сервис автоматизирует бронирование ж/д-билетов, паромов, автобусов, маршруток, такси, самолетов, экскурсий, автоаренды и жилья. Кроме этого, компания предоставляет услуги по страхованию жизни и здоровья от несчастных случаев.
SPB TV
Компания занимается разработкой технологических решений для OTT, IP и мобильного телевидения, smart tv. Сервис появился в 2007 году и тут же вышел на азиатский рынок. Долгое время офис располагался на Тайване, затем переехал в Сингапур. Видео в приложениях SPB TV смотрят более 60 миллионов человек по всему миру. Контент доступен на 13 языках.
SPB TV тесно сотрудничает с китайскими компаниями: организует трансляции китайских телекомпаний в других странах и лицензирует к показу локализованные версии детских мультсериалов из-за рубежа.
Raxel Telematics
Raxel Telematics — это умная страховка. Устройство, разработанное компанией, вставляется в «диагностический» разъем автомобиля и собирает статистику о стиле вождения клиентов, чтобы на основе данных спрогнозировать риск аварий. Первую партию устройств произвели в Китае в 2014 году.
Оживлённые улицы Сингапура
Штаб-квартира находится в Сингапуре. У основателя компании Дмитрия Рудаша было две причины открыть компанию именно в Сингапуре: во-первых, по мнению предпринимателя, именно в Юго-Восточной Азии быстрее всего в мире растет рынок страховой телематики для общественного транспорта, каршеринга и такси; а во-вторых, в Сингапуре идеальная инфраструктура для стартапа — компанию можно зарегистрировать даже удалённо.
InfoWatch
Компания специализируется на кибербезопасности: анализирует потоки данных внутри бизнеса и предотвращает утечки конфиденциальной информации и других важных данных. Основные клиенты — крупный бизнес и промышленность. InfoWatch активно продвигается в странах Южной и Юго-Восточной Азии — Малайзии, Индонезии, Индии, Шри-Ланке, Сингапуре. Особо устойчивые позиции у компании в Индии, где компания сотрудничает с финансовыми, IT и транспортно-логистическими компаниями.
В компании отмечают, что именно в Юго-Восточной Азии наиболее остро обсуждается тема кибербезопасности. Так, например, Индонезия — один из мировых лидеров по количеству цифровых атак на предприятия.