Место, куда люди хотят приезжать. Глава Дальневосточного фонда высоких технологий — о том, каким может стать Дальний Восток к 2030 году
Руслан Саркисов. Фото из личного архива
Руслан Саркисов — генеральный директор Дальневосточного фонда высоких технологий (ДФВТ). Объём фонда — 5 млрд рублей. ДФВТ инвестирует в инновационные проекты и проекты локализации на Дальнем Востоке: Hotlead, Visitech, «Промобот», Cinemood, «Моторика» и другие компании. В этой колонке Руслан рассказывает, как проекты получают инвестиции фонда и чем Дальний Восток так привлекает бизнес.
Я рос в 1980-х в поселке Новый Ургал на БАМе. И я помню, какие люди туда приезжали: это были пассионарии с горящими глазами — энергичные, яркие целеустремленные, талантливые, молодые. Кто-то ехал за романтикой, кто-то за деньгами. Кому-то нравилось строить города и инфраструктуру, которой будут пользоваться миллионы людей. Эти люди верили, что их работа помогает стране и человечеству.
Дальний Восток отличается от других регионов. Территория региона особенная, удаленная, большая. Тут есть историческая ориентация на богатство и добычу природных ресурсов, размещении крупных промышленных объектов. Так как регион большой и добываемые ресурсы нужно экспортировать, то здесь много портов и других логистических объектов. Всё это определяет то, как технологичные компании видят себя в регионе: большое количество объектов логистики и крупной добывающей промышленности накладывают отпечаток на специфику инновационной инфраструктуры. Не секрет, что стартапы на Дальнем Востоке ориентированы на b2b именно потому, что здесь много крупного бизнеса.
Другая особенность — это близость к рынку АТР. Это кажется очевидным, но если подумать — что это, рынок АТР? Это близость не к морю и не просто к государственным границам. Это близость к рынкам капитала и человеческого ресурса. В двух часах лёта от Владивостока живёт почти полтора миллиарда человек — это огромный рынок. Владивосток — такая небольшая часть Европы в Азии. Растущий рынок говорит о том, что бизнеса на Дальнем Востоке будет больше: число потребителей увеличивается, с этим рынком нужно работать, а с бизнесом — общаться.
На мой взгляд, инвестиционная привлекательность проекта не зависит от того, где он реализуется. Как инвестор, мы смотрим на стартап и оцениваем: есть ли растущий рынок, есть ли научно доказанная и реализуемая технология, есть ли возможность масштабироваться, есть ли ниша и команда проекта, способная достигнуть заявленной цели. В этом смысле мы не отличаемся от других фондов. Но есть и то, в чём мы отличаемся: чтобы получить инвестиции фонда, компании необходимо выполнить условие — или реализовать проект на Дальнем Востоке, или релоцировать часть производства.
Конечная цель всех инвестиций и конкретно нашей работы — это инновационная экосистема на Дальнем Востоке. Для этого нужны высокотехнологичные рабочие места и кадры, которые эту систему могут создавать и наполнять. Другими словами, нужна критическая масса проектов, которая со временем будет воспроизводиться. Дальний Восток должен сам рождать такие проекты, а не привозить.
У меня есть эмоциональная связь с этой целью. Я вырос на Дальнем Востоке и закончил здесь школу, затем уехал в Москву и занялся инвестициями и менеджментом. Сейчас я хочу отдать должное региону, где вырос. Это личный интерес, который отражается в моей работе. И я понимаю, что труд всего фонда — лишь один кирпичик.
Я мечтаю, чтобы ощущение из детства, когда я наблюдал за романтиками, приехавшими строить БАМ, вернулось. Чтобы Дальний Восток стал не просто местом скопления людей, которые не хотят отсюда уезжать. А местом, куда вообще со всего мира хотят приехать — чтобы создать и построить что-то важное.