5 ключевых особенностей в работе венчурных фондов Китая

Шанхай
Фото: Pixabay
Даже в ковидный 2020 год китайская экономика сохранила положительные темпы роста. В 2021 году, по прогнозам Всемирного банка, Китай сохранит за собой место наиболее быстрорастущей экономикой мира с ростом ВВП более 8%. В Поднебесной более 3 000 венчурных фондов с совокупным капиталом капиталом $280 млрд. В этой статье мы расскажем об основных отличиях китайских венчурных фондов от российских — это будет полезно инвесторам, которые планируют бизнес-проекты на Востоке
1. Почти все фонды — государственные
Больше 60% венчурных денег в Китае работают на государственном капитале. Это зафиксировано в генеральной линии партии и целях государственной программы «Made in China 2025».
В отличие от Китая, в России развиты и государственные, и частно-государственные фонды, но их доля на венчурном ландшафте всё же значительно меньше, чем у классических частных фондов.
«По большому счёту единственный крупный частный фонд в Китае — Sequoia Capital. Хотя и вокруг него ходили слухи о государственных деньгах», — рассказывает Андрей Прохорович, генеральный директор Eurasia Development Limited.

Си Цзиньпин, Председатель КНР
Фото: Ju Peng / Xinhua / Global Look Press
У российского и китайского венчура есть и общее: в последние годы и там, и там растут корпоративные инвестфонды от крупных IT-компаний, таких как Tencent, Alibaba и Baidu.. Инфраструктура и деньги китайских компаний-гигантов помогают стартапам, а стартапы помогают гигантам — те растут за счёт внешнего потенциала и инноваций, а также увеличивают свою капитализацию даже несмотря на отрицательную выручку.
2. Гигантский внутренний рынок
Гигантизм китайского рынка заставляет иностранные фонды корректировать свою инвестстратегиюк. Китай — страна с самым многочисленным населением, а его экономка — первая в мирепо паритету покупательной способности.
«Когда запускается российский проект, он должен или сразу становиться глобальным, или мыслить глобально — то есть строить свою стратегию по выходу на глобальный рынок с момента основания, — продолжает Андрей Прохорович. — А китайский стартап вообще может не думать о глобальном рынке. У него такой рынок за окнами кабинета».

Фото: Pixabay
Китайские стартапы регулярно становятся единорогами только благодаря потенциалу внутреннего рынка. В 2018 году каждые 4 дня в стране появлялся очередной «миллиардник», а в доковидном 2019 году китайских единорогов впервые стало больше, чем в США.
3. В тренде — экология и полупроводники
Агенство McKinsey ещё в 2019-м спрогнозировало, что Китай станет лидером рынка беспилоных автомобилей к 2040 году. Развитием экологичного транспорта в Китае занимаются все: и стартапы (WeRide, Pony.ai, Apollo Go), и мегакорпорации (Alibaba, Baidu, Huawei). И те, и другие продолжают искать решения в области навигации, передачи данных, распознавании образов.
Интерес к «зелёной» энергетике подтверждается и биржей: индекс шанхайской фондовой биржи SSE 50, который включает производителей электромобилей, вырос с начала 2021 года на 14%.

Сборка беспилотных автомобилей
Фото: Auto X
Второй тренд — производство полупроводников:
«Полупроводники — это громаднейший рынок. Если взглянуть на импорт Китая за 2020 год, то углеводороды заняли 13% от всего импорта, а полупроводники — 28%. — рассказывает Андрей Прохорович. — Торговая война с США стимулировала развитие — китайское правительство создало фонды, которые начали инвестировать строго в производство интегральных схем и других полупроводников. Это большие деньги: чистая прибыль крупнейшего в мире производителя — тайваньской TSMC — за два квартала 2021 года составила $405 млн. У Китая вместе с Тайванем — 30% мирового рынка, у России — около 1%».
По данным аналитиков из Preqin, за второй квартал 2021 года венчурные инвестиции в компании, производящие в Китае полупроводники, выросли в 5,5 раз — до $8,9 млрд.
Другие важные направления: финтех, клинтех, e-commerce, игры и биг дата.
4. Скорость развития
В Китае всё происходит быстрее: в США на развитие стартапов уходит 5-8 лет, в России — до 10 лет, а китайцам часто удаётся развивать компании за 3 года. Скорость развития особенно показательна в hadrware-проектах:
«Вы можете приехать в Шэньчжэнь с прототипом гаджета, и у вас буквально под рукой вся компонентная база. Просто покупаешь, собираешь и тут же тестируешь. Чтобы запустить производство сложной электроники в России, уходят месяцы: заказываете детали, тестируете гипотезы, не срослось — всё по новой», — рассказывает Андрей Прохорович.

Фото: Depositphotos
Для развития стартапов в области искусственного интеллекта необходим огромный датасет, а в Китае есть для этого идеальные условия — самый большой рынок данных. . «Россия превосходит Китай по качеству алгоритмов. Но российский хороший алгоритм будет хуже, чем китайский алгоритм среднего качества и с большим датасетом. Данные решают», — заключает Андрей Прохорович.
Доступность ресурсов в Китае помогает стартапам быстрее собирать, тестировать и выпускать продукты на рынок — как хард, так и софт. Это влияет и на ожидания инвесторов: фонды ждут результат практически здесь и сейчас.
5. Сложно выйти на IPO
Проведение IPO в Китае — длительный и тяжёлый процесс. Он включает себя не только стандартные процедуры, принятые в России или США, но и бонусные условия.
Выход на IPO в Китае жестко контролирует государственная Комиссия по ценным бумагам. Помимо анализа документов на соответствие всем требованиям, регулятор заставляет компании создавать внутри специальные подразделения (к примеру, департаменты взаимодействия с правительством Китая), а также жёстко следит за раскрытием информации.
Например, осенью 2020 года Комиссия фактически сорвала IPO крупнейшей финтех-компании Китая — Ant Group Co, оператора платежного сервиса AliPay. Компания планировала привлечь $37 млрд, но не смогла предоставить Комиссии необходимые гарантии по управлению финансовыми рисками.

Шанхайская биржа
Фото: Reuters
Из-за сложных условий по привлечению частного капитала на внутреннем рынке многие китайские компании предпочитали размещать акции на западе, в частности в США. Но летом 2021 это стало практически невозможно: сначала китайские власти ужесточили выход на IPO за рубежом, затем — в США перестали принимать заявки на IPO от китайских компаний. Официально это приостановка, а не запрет — до тех пор, пока в США не разработают новые условия размещения акций китайских компаний. «Новые условия регистрации особенно повлияют на тех, кто работает с большими данными — более 1 млн. пользователей. А сейчас почти все работают с большими данными», — завершает Андрей Прохорович.
Золотая середина — Гонконг. Выход на IPO в Гонконге — решение для венчурных фондов, которые смотрят на свои стартапы как на глобальные. Таким образом, с одной стороны, компании не остаются внутри материкового Китая, с другой — не идут в США. Эксперты прогнозируют резкий рост размещения акций на гонконгской бирже: например, свой листинг в Гонконге намерена провести компания Tencent, создавшая видео-платформу Tiktok.