Страна биотехнологий: как Сингапур за 20 лет стал столицей биотеха
Исследователи в стенах Агентства по науке, технологиям и исследованиям Сингапура. Фото: журнал BioSpectrum
Сингапур — признанная столица биотехнологий в Азии. По данным Кембриджского центра инновационной промышленной политики, в 2020 году этот сектор составлял сразу 20% всего производства. С 2000 года биотех — самая быстрорастущая отрасль экономики с темпами 9% в год (цифра для промышленности Сингапура в целом — 5%). Подотрасль медицинских технологий и вовсе демонстрирует 12% годового прироста.
Начало истории
Еще в 2000 году Сингапур начинал как «азиатский фармзавод» — место, где развитые страны размещали свои фармпроизводства. Власти не смогли долго мириться с таким положением дел, и решили превратить страну в полноценный научно-производственный центр. Островное государство площадью всего 680 км² (для сравнения, самый маленький субъект РФ — Севастополь — 864 км²) с населением менее 4,5 миллионов человек за 20 лет стало признанным лидером в области биотеха.
В юго-западной части острова, в так называемой зоне “one-north”,, находится научно-исследовательский производственный центр «Биополис».
Город-государство Сингапур. Фото: Pixabay
Сегодня «Биополис» стал для всего мира примером лучших мировых практик в создании инновационных центров. В 2000 году в Сингапуре не было ни одного биотехнологического производства. Сейчас там работают 18 крупных биотехнологических заводов, рост занятости составляет невиданные 7,7% в год, в два раза больше, чем в других отраслях экономики страны.
Созданием «Биополиса» с нуля занималась государственная корпорация JTC — правительственное агентство Сингапура по плановому развитию инновационной промышленности. Роль агентства — делать всё для того, чтобы в стране концентрировались наука и инновационный бизнес. Для этого строились крупные, специально заточенные под конкретную цель, объекты. Всё это назвали «Биомедицинская научная инициатива» (BMSI) — долгосрочный правительственный план развития государственного и частного биоэкономического сектора.
Процесс курировали государственные структуры, созданные для развития отрасли: Национальный совет по биоэтике, Агентство науки, технологий и исследований, Совет по биомедицинским исследованиям, венчурный фонд Сингапурского совета экономического развития. Когда биотехнологический мегапроект начал работу в 2000 году, правительство уже вложило в него $2 млрд, а в 2007 году — еще $5 млрд.
После этого начался взрывной рост инвестиций, хотя и государственная поддержка не прекратилась.
В «Биополисе» расположены 5 из 7 биомедицинских научно-исследовательских институтов Сингапура: Институт биоинформатики, Институт технологии биопроцессинга, Геномный институт, Институт биоинженерии и нанотехнологий, а также Институт молекулярной и клеточной биологии. Здесь расположена сеть тканей Сингапура — банк искусственно выращенных тканей, клеточный банк.
Биополис. Фото: asia.blog.terrapinn.com
Охота за головами
С самого начала план состоял в том, чтобы создать такие условия, которые помогут привлечь лучшие умы мира. Что для этого нужно? Во-первых — деньги, во-вторых — свобода творчества, в-третьих — адекватное регулирование. Работу возглавил глава Агентства науки, технологий и исследований Филип Йео (Philip Yeo). Именно он стал главным стратегом технологического чуда в Сингапуре, развивая наукоемкие отрасли: производство компьютеров и микропроцессоров, роботов, лазерной оптики, телекоммуникационного оборудования.
Филип лично ездил по миру, уговаривая ученых приезжать в Сингапур. В интервью Deutsche Welle он сравнил свою работу с охотой на крупную дичь:
«Я охочусь на слонов. А это требует терпения. Могут пройти годы, прежде чем мне удастся поймать одного такого гиганта. И эти тяжеловесы привередливы и прожорливы. Иными словами, я должен обеспечить их удобными для работы помещениями, самым современным оборудованием, солидными финансовыми возможностями. С другой стороны, я могу не тратить своё время на вербовку посредственностей. Я обхаживаю только лучших, остальные предлагают свои услуги сами», — цитирует чиновника Deutsche Welle.
Филип Йео. Фото: South China Morning Post
В числе учёных, которых привлёк Йео были немецкий специалист в области биологии клетки Аксель Улльрих (Axel Ullrich), директор Института биохимии имени Макса Планка в Мартинсриде, ведущий британский онколог сэр Дэвид Лейн (David Lane), Йошиаки Ито (Yoshiaki Ito) из Японии, известные американские генетики Нил Коупленд (Neal Copeland) и Нэнси Дженкинс (Nancy Jenkins), шотландец Алан Коулмен (Alan Colman) — один из создателей клонированной овечки Долли, британский лауреат Нобелевской премии по медицине Сидни Бреннер (Sydney Brenner) и многие другие.
Дэвид Лейн рассказал, что его привлекло:
«Финансовая ситуация позволяет мне стратегически планировать деятельность института. Вчера у меня была встреча с одним специалистом, которого я хотел привлечь к работе в институте. Я спросил его, интересует ли его это место, он ответил «Да!», и всё, он была нанят. Так просто кадровые вопросы решаются только здесь, больше нигде. И всё это позволяет мне быстро получать результаты».
Пятилетки биополиса
Правительство Сингапура работало над биомедициной через пятилетнее планирование . Главная цель стратегии заключалась в создании полной цепочки добавленной стоимости, так как для всей этой сферы — от изобретения до производства — свойственна очень высокая маржинальность.
Ещё до запуска биотехнологической программы Сингапур двигался по плану: за 40 лет, с 1960-го, среднегодовой прирост ВВП там составил 8,4%. Причём, в отличие например от Китая, это происходило за счёт роста высокотехнологического производства и высокой производительности труда .
Геномный институт в Биополисе. Фото: Jeff Liou / Shutterstock
Целью первой пятилетки биотеха, с 2000-го по 2005 годы, было добиться производства объемов в $9 млрд. Плановые показатели были перевыполнены — в 2005 году эта цифра составила более 13 млрд, а всего через год достигла уже $17 млрд, в отрасли были заняты на тот момент 10 000 человек. Именно в первые годы был зафиксирован максимальный рост кластера «Биополис», благодаря тому, что в самом начале правительство максимально вложилось в создание производственной базы: бизнесу оставалось просто прийти и начать производство продукта.
Только за 2001 год в основной капитал 19 новых проектов были вложены инвестиции на сумму $650 млн. В инвестициях активно участвовали и участвуют такие транснациональные гиганты, как Novartis, Eli Lilly, GlaxoSmithKline, Baxter и Merck Sharp & Dohme.
В следующие годы цели по темпам развития снижались, но всё равно оставались высокими и, как следствие, перевыполнялись. Например, к 2015 году объём производства составил $20,7 млрд вместо запланированных $18,5 млрд, а рабочих мест стало 19 000, хотя планировали 15 000.
Результаты за 20 лет
Сейчас в «Биополисе» трудятся более 24 000 специалистов. Суммарный объём производства в кластере — $26,7 млрд.
Карта сингапурского биотеха. Иллюстрация из отчёта “Singapore — The Biopolis of Asia” Совета экономического развития Сингапура.
Над проектом согласованно работают Совет экономического развития,
Агентство по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR), Министерство торговли и промышленности, Министерство образования, Министерство здравоохранения и Национальный исследовательский фонд Сингапура.
Хотя в проекте до сих пор сохраняется высокая степень государственного участия, он не монополизирован государством. Напротив, целью правительства было привлечь как можно больше частных участников. Это сработало с самого начала: уже в 2000 году соотношение государственных и частных средств в НИОКР было 1 к 1,6 (то есть каждый доллар государства привлек 1,6 доллара частных компаний). В 2008 году показатель достиг максимума — 1 к 2,5. После кризиса цифра резко снизилась, и с тех пор составляет в среднем те же 1 к 1,6.
Привлечение частных инвестиций стало возможно благодаря условиям, созданным в «Биополисе». Из-за своих скромных размеров, Сингапуру пришлось прибегнуть к кластерной модели развития. Она показала свою эффективность: размеры кластера не мешают работе в одной локации разных, часто конкурирующих, компаний. Осязаемое существование места, в которое вложены деньги и которое работает по созданным специально для него правилам, повышает доверие как инвесторов, так и учёных.
Бонус: налоговые льготы для инвестиций в биотех в Сингапуре
Что именно привлекает бизнес в Биополис — объясняем в цифрах:
- Полное освобождение от 25,5% корпоративного налога на прибыль на 5–10 лет — для компаний, инвестирующих в высокотехнологичное производство и услуги
- Льготная налоговая ставка 13% на срок до 10 лет — для фирм, участвующих в новых проектах, или для расширения/модернизации операций действующих компаний
- Освобождение от налогооблагаемого дохода, равного доле новых инвестиций в основной капитал — для компаний, работающих в таких отраслях, как производство, инжиниринговые услуги, НИОКР и строительство
- Освобождение от подоходного налога с процентов, подлежащих уплате иностранным кредиторам на сумму свыше $150 000
- Для компаний, более 50% которых принадлежит гражданам Сингапура или постоянным резидентам, возможность компенсировать убытки, понесенные от продажи акций или ликвидации до 100% инвестированного капитала за границей в счет другого налогооблагаемого дохода
- Для операционной штаб-квартиры льготная ставка корпоративного налога в размере 10%. Главная штаб-квартира вообще имеет право на полное освобождение от налогов