Опыт Европы на границе с Азией
Как мотивировать ученых становиться предпринимателями? И нужно ли вообще это делать?
Мартин Хинуль: Мотивировать ученого нелегко, но необходимо. Он хочет издаваться в журналах, посещать мировые конференции, быть исследователем и преподавателем. И тут приходят те, кто хочет превратить его идеи в способ заработка. На удивление, не каждый готов к этому. Нужно понимать, какие преимущества исследователь получит от работы с вами. Ими являются только деньги: мы пробовали другие способы мотивации, но все равно вернулись к деньгам. И речь не о зарплатах, а о вложениях. Они способствуют качественным исследованиям, покупке высококлассного оборудования, и именно это мотивирует ученых. Хотя везде бывают исключения.
Какие нужны условия помимо очевидной инфраструктуры, чтобы в университете развивалось технологическое предпринимательство?
Мартин Хинуль: Во-первых, высокий технологический уровень специалистов. Без компетенций ничего не получится. Во-вторых, у людей должен быть дух предпринимательства. Как правило, он появляется со временем. Поначалу академики отнесутся к идее капитализации скептически. Им нравится писать статьи, получать профессорские степени, а не зарабатывать. В-третьих, нужно показать, что все возможно. Для этого надо демонстрировать явные преимущества, которые дает монетизация исследований, — развитие лабораторий, новое оборудование и другие материальные блага.
Опираясь на свой опыт, вы можете обрисовать перспективы ИНТЦ «Русский» на данном этапе?
Мартин Хинуль: Основные условия созданы. Нужно регистрировать патенты, а также устанавливать партнерские отношения с представителями бизнеса по всему миру — в Японии, Южной Корее, других странах. Потенциал есть, запускается пилотная площадка, проектируется технико-внедренческая зона, жилая инфраструктура.
Вы видели много технопарков и университетов в России и других странах. Чем ИНТЦ «Русский» отличается от других?
Мартин Хинуль: Безусловно, это уникальная локация. Я смотрю со стороны и думаю, что в масштабах страны этому вряд ли есть аналоги. Мне кажется, что для России очень важно, чтобы и Дальний Восток был представлен, как Москва и Петербург, выдающимися проектами.
Отличие, пожалуй, в гигантском потенциале. России нужно около 10-15 таких локаций, которые способствуют развитию экономики в масштабах региона и страны. Дальневосточная должна быть одной из них, возможно, главной. IT-предпринимательство и развитие здесь биотехнологий обеспечат рост уровня жизни не только во Владивостоке, но и во всей России.
Возможно ли скопировать модель Центра Левенского университета для использования в ИНТЦ «Русский»?
Мартин Хинуль: Что можно сделать — так это взять имеющиеся практики и научиться на их основе. Я учился на практике Соединенных Штатов, где жил и работал. Наша модель имеет преимущества, но она должна быть адаптирована под местный дальневосточный контекст. Например, центру «Русский» нужен партнер — центр-наставник, ментор, помощник. Строго говоря, любому инновационному центру нужна рабочая модель. Ее надо адаптировать, а партнеры в рамках этой работы должны быть не менее выдающимися — у нас был Кембридж. Без них ничего не получится: нужно организовывать обмен сотрудниками и студентами, делиться технологиями и образовательными программами.
Каким вы видите эффективный и успешный университет будущего — скажем, в 2030 году?
Мартин Хинуль: Думаю, что времена университетов, сосредоточенных исключительно на исследованиях, подходят к концу. И тут как раз на сцену выходит университет третьего поколения, где бизнес становится одним из акторов исследований и работы такого учреждения. Университет третьего поколения становится неизбежностью, а те, кто заинтересован в валоризации науки, окажутся впереди всех. Этот тренд распространяется по всему миру, в частности, в Америке, Европе и постепенно в России.
Источник публикации: Опыт Европы на границе с Азией