Как Дальний Восток стал мировым центром создания роботов-двойников
Фото: пресс-служба «Промобот»
«Владивосток — наш форпост инноваций». Как на Дальнем Востоке создаются механические люди
Колонка Олега Кивокурцева, директора по развитию «Промобот» — компании-разработчика человекоподобных роботов
Олег Кивокурцев — сооснователь и директор по развитию компании «Промобот», крупнейшего производителя человекоподобных роботов в России и Европе. Член списка самых талантливых россиян до 30 лет по версии Forbes.
Роботы — сложнейший технологический продукт. В создании роботов участвуют инженеры, программисты, дизайнеры, лингвисты и философы — в одной лаборатории можно собрать целый университет. Это заставляет мыслить нестандартно: там, где заканчивается компетенция дизайнера, начинается компетенция философа. Робототехник должен создать не просто работающий продукт, но и преодолеть целую зловещую долину. Да, она правда так называется — зловещая долина робототехники.
Олег Кивокурцев
Фото: sk.ru
В 1978 году японский ученый Масахиро Мори провел опрос, посвященный эмоциональной реакции людей на роботов разной конструкции. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше механизм похож на человека — тем симпатичнее нам кажется. Но такая картина наблюдается лишь до определенного момента. Когда у робота появляются кожа и волосы, положительное восприятие резко падает. Этот феномен и получил название «эффект зловещей долины».
Людей привлекает легкая антропоморфность машины — например, в Японии популярны говорящие микроволновки и холодильники. У них есть пиксельные глаза и рот — устройства общаются с людьми на общие темы, сообщают о готовности еды и вообще не против поддержать беседу на кухне. Для человека этот механизм понятен: есть машина с чёткой задачей — разогревать еду, и её человечность создана для нашего развлечения. Эта микроволновка не захватит мир. Самое плохое, что она может сделать — разогреть тарелку вместо еды. Но не захватить мир.
Когда устройство приобретает сугубо человеческие черты — волосы, щетину, зубы, определенный цвет глаз — эволюция включает защитный механизм. Мы боимся такого как бы живого человека — он напоминает скорее зомби, чем устройство. Человеческий мозг воспринимает робота как врага или соперника — и поэтому боится. Страх перед роботами, захватывающими мир, лежит не в поп-культуре, а в природе человека.
Над преодолением этой зловещей долины бьются десятки учёных и инженеров: в Азии, США, Европе и — представьте себе — во Владивостоке.
Производство человекоподобных роботов в нашей компании «Промобот» можно разделить на несколько этапов: моделирование внешности, создание металлического каркаса и электроники, разработка ПО, затем — непосредственное создание лица, а в конце — сборка и тестирование. Штаб-квартира и основное производство роботов расположено в Перми, а вот лаборатория по моделированию человеческой внешности — во Владивостоке. Владивосток — наш форпост инноваций: здесь происходит самая интересная исследовательская часть.
Моделирование внешности
Фото: пресс-служба «Промобот»
Команда создаёт сверхточную 3D-модель лица человека. Важно всё: от чёрных точек до микроморщин. Чтобы создать такую модель лица, нужны всего 12 ваших фотографий — для этого разработана специальная матрица ракурсов. Созданная модель ложится в основу внешности дроида — именно по ней отливают полимерную кожу, а затем — вручную создают морщины, волосы, глаза и зубы. Процесс завораживает: в лаборатории на Дальнем Востоке буквально создают новых людей — механических. Наши инженеры могут воссоздать внешность любого человека — независимо от пола, национальности, возраста или цвета кожи.
Создание искусственной кожи
Фото: пресс-служба «Промобот»
Таких масштабных лабораторий в мире всего три: в Гонконге, Лос-Анджелесе и Владивостоке. Для нас открытие представительства на Дальнем Востоке было продиктовано тремя причинами — деньги, интеллектуальный капитал и территория. Инвестиции Дальневосточного фонда высоких технологий, уникальные специалисты и ресурсы федерального университета, а также близость к азиатско-тихоокеанскому рынку определили вектор развития компании и всей российской робототехники.
У истоков нашей компании стояли студенты, которые собирали первые прототипы в гараже на окраине города. С первого дня работы мы решили, что компания станет глобальной: мы представляли роботов в каждом уголке планеты — во всех странах и на всех континентах. И глядя на путь, пройденный компанией из гаража с протекающей крышей до лаборатории на самом востоке страны, я всегда думаю о возможностях — о том, как далеко можно зайти в развитии продукта. И я не имею в виду Дальний Восток, потому что он оказался не так уже и далеко, но возможности, которые он открывает — так далеко, что края не видно.