Бионические руки и голубоглазые боты: как Россия стремится взрастить центр развития технологий на Дальнем Востоке (The Washington Post, США)
Владивосток, Россия. Если вы хотите взглянуть на амбиции России по созданию собственной Кремниевой долины, стоит отправиться за 6400 километров к востоку от Москвы и, попетляв между холмами Владивостока, пересечь мост между материком и островом Русский. Именно здесь — на плацдарме, расположенном на Тихоокеанском побережье — Кремль рассчитывает создать инновационный центр в области робототехники и искусственного интеллекта с целью повышения потенциала России в конкуренции с Соединенными Штатами Америки и Азией.
Предлагается уже и новое название для этой местности — Остров киборгов.
«У нас есть мечта, — рассказывает Артур Биктимиров, нейрохирург, сотрудничающий с разработчиком высокотехнологических протезов «Моторика», осуществляющим часть работы на острове Русский и планирующим расширить свою деятельность. Биктимиров надеется, что «Моторика» станет первым участником местного технологического бума.
На это рассчитывает и президент России Владимир Путин. Уже много лет Путин подчеркивал, что страна должна идти в ногу со временем в области разработок искусственного интеллекта. В 2017 году, обращаясь к группе студентов, Путин сказал: «Любой, кто станет лидером в этой сфере, будет управлять миром». На конференции по искусственному интеллекту в конце прошлого года он предупреждал, что «истории известно множество случаев, когда крупные глобальные корпорации и даже страны буквально проспали технологический прорыв и в одночасье были сметены с исторической сцены».
Однако России пришлось непросто как преемнице некогда грозного наследия инноваций Советского Союза, созданных во время гонки вооружений и соперничества в космосе периода холодной войны. Иностранные инвесторы опасаются западных санкций. Многие молодые россияне уезжают за границу, чтобы иметь возможность получать более высокий заработок в области технологий и других сферах, что лишь усугубляет утечку мозгов из страны.
Чтобы исправить сложившееся положение дел, власти выбрали российский Дальний Восток, расположенный на пороге Китая, Корейского полуострова и Японии. Созданный по указанию Путина правительственный фонд занимается инвестициями в проекты, простирающиеся от создающей протезы «Моторики» до «Промобота», производящего до ужаса реалистичных роботов. Большой популярностью пользуются местные школы робототехники для детей от четырех лет, становящиеся потенциальным местным поставщиком новых кадров.
«Вы до сих пор пытаетесь форсировать то, что на Западе сформировалось как органичная инициатива снизу, — говорит Джеффри Эдмондс (Jeffrey Edmonds), старший научный сотрудник в аналитического центра в Арлингтоне, штат Вирджиния. — Властям Соединенных Штатов не приходится поощрять исследования в области искусственного интеллекта, потому что местные компании сами хотят этим заниматься».
На ощупь как настоящий
Холмистым ландшафтом и широкими мостами Владивосток отдаленно напоминает Сан-Франциско. От Москвы он расположен на расстоянии семи часовых поясов и восьмичасового перелета, в этом уголке России людям часто кажется, что Кремль вспоминает о них в последнюю очередь.
Однако за последние шесть лет правительство уговаривало граждан переехать на малонаселенный восток страны, предлагая бесплатно даже гектар земли в этом регионе. Некоторым иностранцам, посетившим Владивосток, доступна упрощенная бесплатная электронная виза сроком до восьми дней — в рамках кампании по продвижению экономики на соседних азиатских рынках. Действуют также региональные налоговые льготы для предпринимателей и инвесторов.
В 2018 году Путин создал Дальневосточный фонд высоких технологий, чтобы инвестировать в технологические компании, готовые осуществлять хотя бы часть своей деятельности в этом регионе. Одним из бенефициаров фонда была компания «Промобот», основанная в 2015 году и являющаяся одним из крупнейших производителей автономных сервисных роботов в России. За последние три года ее портфолио расширилось за счет появления человекоподобных роботов с голубыми глазами и кожей, которая на ощупь один в один как настоящая- но не теплая.
Именно так Петр Чегодаев оказался в подвале здания, расположенного в центре Владивостока, которое он делит с пекарней, благодаря чему в его лаборатории всегда пахнет свежей выпечкой.
Чегодаев считает себя художником — если точнее, скульптором, — а не инженером. Его шедевры — это роботы, у которых есть волосы, глаза и даже мышцы лица, а кожа — как настоящая.
«На подсознательном уровне мы более открыты к общению с себе подобными, — говорит Чегодаев. — Поэтому, на мой взгляд, все это важно для улучшения обмена информацией между людьми и искусственным интеллектом и полноценного его использования».
За плечами Чегодаева десятилетний опыт работы в киноиндустрии, где он создавал визуальные эффекты. Человеку непосвященному его лаборатория может показаться сценой из фильма ужасов.
По столам расставлены бюсты с человеческими головами. Все они идентичны и созданы по образу сооснователя «Промобота» Алексея Южакова. Цель состоит в том, чтобы однажды Южаков мог встать рядом со своим клоном-роботом и их невозможно было бы отличить друг от друга.
При помощи небольших магнитов, размещенных под силиконовой кожей, человекоподобные роботы «Промобота» способны имитировать почти всю мимику человека. Чегодаев разработал их так, чтобы у них было 38 из 42 мимических мышц человека. Но их можно запрограммировать так, чтобы они всегда улыбались.
Волосы вшиваются вручную ряд за рядом, и этот кропотливый процесс занимает много времени — около месяца на каждого робота. Глаза раскрашиваются индивидуально. На щеках бывают даже ямочки.
Используются роботы в основном учебными заведениями, говорит директор по развитию «Промобота» Олег Кивокурцев. Например, с их помощью российские студенты-медики могут практиковаться в осмотре пациента. Более старые версии работают как сервис-боты в музеях и правительственных учреждениях в Москве и Перми, где расположена штаб-квартира компании.
По словам Кивокурцева, преимущество их филиала во Владивостоке состоит в том, что по сравнению с Москвой рабочая сила здесь обходится дешевле — и совершенно несопоставимо, если сравнить с технологическими державами. Это обстоятельство тоже можно использовать как новую отправную точку.
«Теперь мы планируем активный выход в Азиатско-Тихоокеанский регион из Владивостока, — рассказывает он. — И мы уже приступили к этой работе».
«Люди будущего»
На острове Русский, куда от офиса «Промобота» быстро можно добраться на автомобиле, расположена другая компания, задумавшаяся о киборгах — или «людях будущего», как называет их руководитель «Моторики» Илья Чех. Пока что у них есть рука. По словам Чеха, следующим этапом будут искусственные органы и кости.
В бионических протезах рук «Моторики» применяются сенсоры, соединенные с мышечной тканью пациента, что дает ему возможность двигаться — например, держать бутылку. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы выпустить протез, полностью повторяющий мобильность руки за счет использования искусственного интеллекта.
Благодаря ожидаемому переезду «Моторики» на остров Русский компания станет первым базирующимся там технологическим стартапом. При населении менее шести тысяч человек остров Русский остается в значительной степени неразвитой территорией, если не считать кампуса Дальневосточного федерального университета, открывшегося здесь в 2013 году. В кампусе проводится ежегодный экономический форум, а в 2019 году он также стал местом встречи Путина и северокорейского лидера Ким Чон Ына. В университете имеется также собственная программа для развития стартапов.
«Моторика» предложила превратить остров площадью 97 квадратных километров (почти вдвое больше Манхэттена) в особую зону, где будут упразднены юридические и законодательные ограничения на имплантируемые приспособления и сенсоры, что по сути ускорит развитие подобных медицинских технологий. Так и родилась идея «Острова Киборгов».
«Здесь будут действовать собственные правила, упрощенные комитеты по этике, упрощенная сертификация, возможность проводить какие-то пилотные операции без прохождения всей процедуры клинических испытаний и так далее», — рассказывает Чех.
В данный момент «Моторика» базируется в московском центре инноваций «Сколково», который является правительственной площадкой для стартапов. План состоит в том, чтобы постепенно перенести большую часть деятельности на остров Русский, способствуя созданию нового технологического кластера.
«Если взять Китай и США, то разумеется, Россия развивается намного хуже, но не во всех секторах, — говорит Чех. — Я вижу множество инициатив, связанных с инвазивными технологиями, которые гораздо более перспективны с точки зрения лидерства в области технологического лидерства, чем искусственный интеллект».
«Кажется, что с искусственным интеллектом мы немного опаздываем, но по крайней мере в нашем распоряжении имеются лучшие программисты мира», — добавляет он.
Карапузы с ботами
В классе «Робоцентра» во Владивостоке, частной академии робототехники, импровизированную дорожку окружили трое пятилеток с пультами управления.
Их творения — базовые автоматизированные боты из «Лего» — врезаются друг в друга.
Одна девочка в группе триумфальным возгласом возвещает, что ее «принцесса» одерживает победу над творениями мальчишек. Тем временем, ученик на основном рабочем месте обращается за помощью к преподавателю.
«Я не могу понять, как это запрограммировать», — говорит он ей.
За семь лет «Робоцентр» открыл семь филиалов на Дальнем Востоке, всего их посещает 2500 учеников. К моменту окончания заведения они освоят всю программу обучения — от программирования и создания подводных роботов до 3-D моделирования и получат опыт участия в международных конкурсах робототехники.
«Раньше было модно ходить заниматься танцами и спортом, — рассказывает директор центра Сергей Мун. — А теперь — робототехникой. Я знаю, что многие часто спрашивают друг у друга: «Вы водите своих детей в клуб робототехники?» Я хочу сказать, что во многих семьях это воспринимается уже как нечто обязательное».
Россия уже давно хвастается своими инновациями в области робототехники, в числе которых запуск человекоподобного робота Федора в космос в 2019 году. Ранее в этом году министр обороны Сергей Шойгу заявил, что Россия приступает к «серийному производству боевых роботов», добавляя, что «это роботы, которых можно показывать в научно-фантастических фильмах, так как они способны вести бой самостоятельно».
Но в «Робоцентре» во Владивостоке 16-летний Дмитрий Сапинский, один из лучших учеников академии, с восхищением смотрит на творения американских центров робототехники, в частности на работу «Бостон Динамикс» и их роботов, запрограммированных синхронно танцевать. Он мечтает о поступлении в Массачусетский технологический институт, но, по его словам, гораздо более вероятно, что он будет учиться в университете в Москве или Санкт-Петербурге.
Даже учитывая план Кремля превратить Дальний Восток в свою технологическую базу, реальность состоит в том, что людей все равно до сих пор тянет на Запад. И предстоит пройти еще долгий путь для того, чтобы это изменилось.
«Люди должны хотеть сюда приезжать, понимаете?— говорит Мун. — Нам нужно предлагать в их распоряжение доступное жилье, достойную зарплату, множество компаний, работающих в условиях, способствующих бизнесу».
«Нужно четко разграничивать показуху, транслируемую нашей властью, и реальное положение вещей, — добавляет он. — Реальное положение вещей состоит в том, что робототехника в России развита слабо, а в области промышленной робототехники Россия не входит в десятку лучших».
Источник публикации: Бионические руки и голубоглазые боты: как Россия стремится взрастить центр развития технологий на Дальнем Востоке